Управляющие могут получить право конкурировать за назначение на банкротство – проект Минэкономразвития

Минэкономразвития переработало свои предложения относительно “случайного” порядка назначения арбитражных управляющих в процедуру банкротства, усилив роль балльной системы оценки и допустив конкуренцию в борьбе за пост. Эксперты приветствуют стремление бороться с контролируемыми банкротствами и элементы конкуренции, но настороженно относятся к сложным формулам начисления баллов и предлагают протестировать систему до реформы.

ПРОТИВ КОНТРОЛИРУЕМЫХ БАНКРОТСТВ

Один из ключевых элементов проекта – отказ от назначения арбитражных управляющих для ведения дел о несостоятельности по предложению первого инициатора банкротства через саморегулируемые организации (СРО) – сохранен. Второй, предусматривающий балльную систему оценки арбитражных управляющих, существенно пересмотрен.

Минэкономразвития надеется, что проект поможет в борьбе с так называемыми “контролируемыми банкротствами”, с помощью которых бенефициары бизнеса “сбрасывают” долги перед кредиторами. “[Изменения] будут иметь положительный эффект для предупреждения совершения недобросовестными лицами действий, направленных на утверждение в деле о банкротстве изначально лояльного и дружественного таким лицам арбитражного управляющего”, – сказали “Интерфаксу” в министерстве.

Это первая с 2002 года попытка воспрепятствовать контролируемым банкротствам, если не считать ограничение прав должников предлагать кандидатуру конкретного управляющего или СРО, которое до настоящего времени не действует в некоторых регионах, отмечает партнер “Пепеляев Групп” Юлия Литовцева.

СЛУЧАЙНЫЙ ВЫБОР

Минэкономразвития предлагает идею выбора управляющих случайным образом из общего списка с помощью программно-аппаратного комплекса специального регистра.

В первоначальной версии законопроекта предполагалось, что вести этот регистр должен Судебный департамент при Верховном суде РФ. Теперь этот подход пересмотрен. За регистр будет отвечать орган исполнительной власти, который определит правительство.

“Решение об операторе регистра может быть принято после согласования конечной архитектуры законопроекта и предусмотренной им системы формирования информационной базы и оценки работы арбитражного управляющего и саморегулируемой организации”, – сказал “Интерфаксу” собеседник в Минэкономразвития. На вопрос о возможных единовременных и ежегодных затратах на ведение регистра в ведомстве не ответили.

УЧЕБНИК ПО АЛГЕБРЕ

В ходе доработки Минэкономразвития существенно изменило проект. Система начисления баллов стала более сложной. От того, чтобы принимать во внимание стаж (это было в первой версии) ведомство предлагает отказаться. Объем удовлетворенных требований в Минэкономразвития считают нужным сравнивать со средним процентом, учитывать сложность и скорость завершения процедуры банкротства, степень повышения цены на имущество на торгах, а также то, насколько хороши показатели работы управляющего по сравнению с результатами его коллег.

Отнимать баллы Минэкономразвития предлагает за подтвержденные судом нарушения – до половины баллов в случае взыскания убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей в деле о банкротстве, либо за привлечение к уголовной ответственности в сфере экономики. Для всех параметров в текст законопроекта включены весьма сложные формулы расчета, в которых учитывается до четырех переменных.

Такой подход у экспертов и отраслевых акторов (субъекты, работающие в том или ином сегменте – ИФ) вызвал настороженную реакцию. “Превращение закона о банкротстве в учебник по алгебре представляется абсолютно неуместным”, – сказала “Интерфаксу” Литовцева.

“Учитывая сложность системы присвоения баллов, имело бы смысл до внесения изменений в закон опробовать ее в тестовом режиме с привлечением саморегулируемых организаций”, – соглашается руководитель проекта “Федресурс” Алексей Юхнин.

Директору Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ) Кириллу Ноготкову не нравится правило начисления баллов управляющим в зависимости от повышения цены на торгах. “Совершенно не учитывается, что реализация имущества в большей степени зависит не от действий арбитражного управляющего, а от работы организатора торгов, электронной торговой площадки, начальной цены реализации, которую определяет залоговый кредитор, и вообще от экономической ситуации на рынке. То есть рейтинг арбитражного управляющего зависит от действий иных лиц, что совершенно неприемлемо”, – полагает он.

КОНКУРС ДЛЯ УПРАВЛЯЮЩИХ

Еще одна новая идея Минэкономразвития – возможность для арбитражных управляющих посоревноваться за участие в деле. В этом случае желающим пригодятся их баллы. Претендент должен указать их в заявке произвольно в пределах имеющихся. До окончания приема заявок, которые собираются три дня с момента объявления о начале отбора, он вправе повысить “ставку” – увеличить число заявленных баллов.

Выбирать управляющего будут с помощью программных средств регистра среди претендентов с бОльшим количеством баллов. Если участник будет не один, то из выбора будут исключаться те, у кого балл ниже среднего по всем поступившим заявкам. Если претендент окажется один, то он и будет назначен в дело управляющим.

Одновременно побороться за участие в нескольких делах у управляющих, судя по проекту, вряд ли получится. Указанные в заявке баллы замораживаются на время отбора, и их нельзя применить в другой заявке.

При отсутствии желающих управляющего определят посредством случайного выбора из всего регистра. Выбранный может уклониться от принятия должности, а после пяти таких отказов информация размещается на сайте регистра, после чего любой арбитражный управляющий вправе сам предложить свою кандидатуру.

Проект предусматривает исключение из правила поиска по всему регистру, наделяя правительство РФ правом утверждать перечень организаций, для которых арбитражных управляющих будут выбирать случайным образом, но из ограниченного списка. Перечень последних будет утверждать уполномоченный правительством федеральный орган исполнительной власти, а критерии включения туда управляющих определит правительство.

По поводу подобного конкурентного инструмента мнения экспертов разошлись. “Процедура выбора арбитражного управляющего превращается в покупку процедур банкротства за баллы рейтинга”, – говорит Ноготков. Литовцева, напротив, эту идею Минэкономразвития оценивает положительно.

Использованы материалы Новостной ленты “Интерфакс

Источник заимствования: Федресурс

НАВЕРХ